Доктрина Гуманистического Развития (Экспансии).

 

Кон Геннадий Никитович, 1994 год.

 

Политическая Платформа Партии Гуманистического Развития как вариант альтернативного развития человечества.

 

    С точки зрения системного подхода цель такой сложной самоорганизующейся системы, какой является Человечество, - это сохранение своего существования, подобно всему живому. Естественно, мы можем ставить перед Человечеством и какие-то иные цели, но без решения проблем выживаемости нет никакой  гарантии, что все остальные цели будут достигнуты.

    Однако, постановкой общей, наиболее важной в данном контексте цели наша задача еще далеко  не  исчерпывается. Исторический опыт говорит нам, что многие поставленные во главу угла цели не удалось достичь главным образом потому, что отсутствовали механизмы достижения этих целей. Поэтому чрезвычайно важно определить, каким образом мы можем не только обеспечить сохранение существования Человечества как разумной расы и биологического вида, но и сделать возможным  постоянное увеличение степени живучести, степени выживаемости данной системы.

    Любая система живет и развивается по каким-то объективным законам Природы, хотим мы того или нет. Один из этих законов говорит нам о том, что К А Ж Д А Я система находится в процессе своего непрерывного развития. Другими словами, жизнь - это вечная смена, и состояние полного покоя для системы является принципиально недостижимым.

    Поскольку Человечество как система также находится в процессе непрерывного развития, можно постулировать, что механизмом, который позволит Человечеству постоянно увеличивать степень своей выживаемости, является вполне определенный т и п  р а з в и т и я, который назван  Д о к т р и н о й  (П р о ц е с о м)  Г у м а н и с т и ч е с к о г о   Р а з в и т и я (в отличие от других антигуманных процессов).

    Как известно, степень живучести любого биологического вида зависит от его приспособительных способностей к изменяющимся условиям окружающей среды и захваченного им жизненного пространства следующим образом: с ростом приспособительных способностей и расширением жизненного пространства степень живучести возрастает. До недавнего прошлого эта закономерность выполнялась и для Человечества.

    Как правило, рост приспособительных способностей и, в общем случае, увеличение жизненного пространства происходит стихийно, практически непредсказуемо (за некоторыми исключениями). Однако, Человечество находится сейчас на таком этапе своего развития, что процессов стихийной самоорганизации оказывается явно недостаточно. Это доказывается глобальным кризисом товарно-потребительской цивилизации. Именно поэтому сейчас жизненно необходимо сформировать иной, не стихийный, а целенаправленный процесс развития и большей частью переориентироваться на него. Только тогда окажется реальным выход из кризисного состояния, в котором мы сегодня находимся. Но здесь надо отметить, что нельзя полностью исключать стихийность из процесса развития, бросаться из крайности в крайность. Истина, как всегда находится посередине. А процесс г а р м о н и ч н о г о  развития напоминает хождение по лезвию бритвы.

    Перечислим отличительные черты   Доктрины (Процесса) Гуманистического Развития. Это:

    1. целенаправленное совершенствование человека и общества;

    2. целенаправленное усовершенствование окружающей среды, здесь особо отметим "вторую природу" - бытие созданных человеком вещей; и

    3. дальнейший целенаправленный и/или стихийный (в зависимости от обстоятельств) захват жизненного пространства для Человечества.

    Выходом из современного кризиса товарно-потребительской цивилизации видится переход Человечества на новый, более совершенный этап своего развития - гуманистическое постинформационное образовательное общество, целью которого является гармоничная, духовно развитая личность. То есть перед нами стоит задача целенаправленного совершенствования человека, его внутреннего мира - духовного, психического, биологического, даже физического - и общества. А для этого прежде всего требуется разработать и внедрить в образовательную систему (развитие человека осуществляется, в основном, через самообразование и образование; а общество состоит из людей) принципиально новые образовательные методики, позволяющие наиболее полно использовать возможности, заложенные в нас Природой, например, механизмы невербального "надобразного" мышления.

    В настоящее время имеется уникальная образовательная программа духовного, интеллектуального и физического развития человека "Звездный Путь", создававшаяся в течение длительного времени и уже прошедшая частичную апробацию. Ее описание занимает довольно много места и выходит за рамки изложения настоящей Доктрины. (КОММЕНТАРИЙ ОТ 2006 ГОДА. К сожалению, несмотря на положительную апробацию образовательной системы в школах и вузах обществом она не была принята; впоследствие большая часть материалов была уничтожена физически. Автора многие годы игнорировали руководители образовательных заведений, а кто не игнорировал - тот отказывал во внедрении под различными надуманными предлогами. В конце концов, полученные методики сыграли свою роль в проекте "Творение" - проекте по созданию технических систем с элементами искусственной личности.)

    Необходимо осознать, что одно из высочайших мест в системе ценностей должны занимать знания об окружающей действительности, информация. Поэтому процесс обучения, процесс получения новых знаний в рамках парадигмы образовательного общества требуется рассматривать не как подготовительный этап перед началом трудовой деятельности, а как одну из основных черт нового образа жизни, связанную с человеком на протяжении всей его

жизнедеятельности.

    В настоящее время создаются предпосылки  для  того  (автор представляемой Доктрины работает над  монографией, посвященной данному вопросу), чтобы интеллектуальные робототехнические системы нового поколения смогли облегчить существование человека в нашей реальности, в значительной мере взять на себя производство материальных благ, впервые в истории практически полностью вывести человека из-под ига экономического гнета. Как следствие отсутствия необходимости думать о хлебе насущном радикальным образом изменятся мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение, образ жизни и ее цели, жизненная схема, экономика, общество в целом. (КОММЕНТАРИЙ ОТ 2006 ГОДА. Монография так и не была закончена. Зато удалось создать и зарегистрировать интеллектуальную компьютерную программу "Партнерская Система Зоран", ее ограниченная рабочая версия опубликована на моем домашнем сайте. А методология создания технических систем с элементами искусственной личности представлена на моем домашнем сайте.)

    Рассматривая робототехнические устройства не как замену себе, а как своего помощника, как продолжение самого себя, человек и общество станут жить по принципу "делаю, что хочу" (ограниченному только фундаментальными духовными и физическими законами Природы), в отличие от сегодняшнего принципа "делаю, что могу".

    Сейчас трудно представить себе, каких высот достигнет человеческая раса в результате непрерывного целенаправленного развития личности каждого индивидуума в результате появления

огромного количества свободного времени, если только, конечно же, это время использовать для конструктивной творческой деятельности.

    Совершенствование общества и окружающей среды неразрывно связано с развитием личности, так как высокоразвитое сознание не станет мириться с убогим бытием, а будет стремиться изменить его во что бы то ни стало.

    Состояние окружающей среды практически полностью определяется типом господствующих технологий.

    Сегодня повсеместно распространены р е с у р с о п о т р е б л я ю щ и е, самые примитивные технологии, повлекшие за собой страшный экологический кризис.

    Правда, последнее время наблюдаются тенденции к переходу на р е с у р с о с б е р е г а ю щ и е  технологии. Это прежде всего безотходные производства и повсеместное использование вторичных ресурсов.

    Наиболее приемлимыми для современного уровня развития науки и техники считаются  р е с у р с о с о х р а н я ю щ и е технологии. Здесь Индустрия организована таким образом, что она, как живой организм, обменивается с Природой веществом и энергией.

    Более отдаленная  перспектива - р е с у р с о в о с с т а н а в л и в а ю щ и е  технологии, основная идея которых - восстановление израсходованных ресурсов, например, угля и нефти.

    Как Мечту Будущего можно рассматривать  р е с у р с о н а к а п л и в а ю щ и е технологии, которые позволяют наращивать нужные ресурсы за счет энергии Солнца.

    И, наконец, существует понятие  р е с у р с о р е г у л и р у ю щ и х технологий; это рациональное сочетание ресурсосохраняющих, ресурсовосстанавливающих и ресурсорегулирующих технологий.

    К расширению жизненного пространства отнесем:

      - освоение новых территорий на поверхности суши;

      - создание поселений и промышленности на дне океана;

      - основание колоний на планетах Солнечной Системы.

Тема космической экспансии неоднократно поднималась русскими космистами,- в частности, К. Э. Циолковским (Теория космических эр). Одна из ближайших целей освоения космического пространства - строительство научных центров на поверхности Луны. Возможности для этого уже есть.

    Таким образом, мы определили, что одна из основных целей, поставленных перед Человечеством,- это сохранение своего существования, а механизм реализации этой цели - Доктрина  (Процесс) Гуманистического Развития, который заключается в целенаправленном совершенствовании человека  и  общества, целенаправленном усовершенствовании окружающей среды и дальнейшем целенаправленном захвате жизненного пространства для Человечества. Причем во все вышеперечисленное следует вводить элементы стихийности и случайности (принцип "лезвия бритвы").

    Отметим, что постановки цели и определения механизма ее реализации явно недостаточно. Для достижения цели требуется предпринимать вполне определенные шаги. До тех пор, пока эти шаги не сделаны, мы остаемся в положении простых мечтателей. С другой стороны, если мы не ставим перед собой общих целей, но осуществляем какую-то деятельность, то полученные результаты практически полностью определяются стихийным характером процессов их породивших; и далеко не всегда эти результаты становятся благом, говорить о котором можно только при условии целостного восприятия действительности, с учетом всех составляющих ее факторов. Поэтому наиболее оптимальный/рациональный процесс развития - это тот, в котором оптимальным/рациональным образом сочетаются поставленные цели этого развития и конкретные действия, направленные на реализацию заданных целей. В результате, можно сделать вывод, что на основе целей развития Человечества вполне реально выработать конструктивную концепцию социального взаимодействия, основанную не на  идеях конфронтации, а на идеях гуманизма и сотрудничества во имя достижения общих целей.

    Наконец, отметим, что практические исследования показали, что, чем более глобальные и сложные цели решает та или иная система, тем более низким становится для нее оптимальный показатель организованности.

    Применительно к Человечеству это говорит о том, что с повышением уровня сложности решаемых задач оптимальная степень свободы каждой личности должна возрастать. То есть налицо тенденция продвижения от царства подавления личности к царству ее свободы, к царству гармонии, справедливости, милосердия и человеколюбия.

    Описанные выше идеи, вошедшие в состав Доктрины, в большинстве своем можно встретить на страницах огромного количества самых разнообразных книг, простое перечисление которых заняло бы не один десяток страниц. Автор изложенной Доктрины нашел эти мысли и идеи, свел их воедино, составив ЦЕЛОСТНУЮ концепцию развития, и начал процесс ее внедрения в реальную жизнь.

 

Rambler's Top100



Hosted by uCoz